Энергосбережение ХХI век

                       /Files/image/v-gomele-proyde-respublikanskiy-seminar-po-yenergosberezheniyu_1.jpg

 

                                             Международный день энергосбережения

 

Дата :                                     11 ноября

Учрежден:                             в 2008 году участниками международного проекта SPAR                                           

Статья 22 глава 6 Федерального закона от 23. 11. 2009 года № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Традиции:                         семинары, конференции, лекции; акции; выставки; тематические часы

 

 

 

        Появление разнообразной бытовой техники, гаджетов, оргтехники, всеобщая компьютеризация подняли средний уровень потребления энергии населением. Такой процесс исчерпывает природные ресурсы, загрязняет окружающую среду. Чтобы привлечь внимание общественности и властей на важность энергосбережения, учрежден международный праздник.

 

Когда проходит

   Международный день энергосбережения отмечается ежегодно 11 ноября. 

История и традиции праздника

     Событие учредили участники международного проекта SPARE (Школьный проект по использованию ресурсов и энергии) в 2008 году в Казахстане на международном совещании координаторов. Цель праздника – привлечь внимание общественности и властей к рациональному использованию природных ресурсов и развитию возобновляемых источников энергии.

     В этот день по традиции проходят семинары, конференции, лекции, акции, выставки, тематические часы в образовательных учреждениях. Международный день энергосбережения – отличный повод устроить ужин при свечах или задушевные посиделки в кругу близких, выключив телефоны, компьютеры и телевизоры.

Интересные факты

     Элементарные правила, которыми большая часть населения земли пренебрегает, могут отодвинуть проблему нехватки энергии на несколько десятилетий вперед. Это даст время ученым и ведущим умам сосредоточить внимание на поиске безопасной альтернативы, которая удовлетворит интересы мирового сообщества. К таким правилам относятся:

  • выключение света после выхода из комнаты. Эта простая привычка поможет сократить потребление на 30%. В межкомнатных коридорах рекомендуется использование светодиодных ночников. Они излучают достаточно света и экономичны;
  • электрочайник и стиральная машина с накипью на нагревательных элементах требует мощности на 20% больше;
  • включенное зарядное устройство, режим ожидания телевизора и ноутбуков, микроволновка со шнуром в розетке, включенный и не работающий обогреватель тоже потребляют энергию. Суммирование пустых трат и их предотвращение в пределах одного города отодвигает проблему на месяцы вперед для отдельной страны;
  • энергосберегающие светодиодные лампочки экономичны и безопасны. Их установка сэкономит финансы и свет. Для большего эффекта можно использовать светорегулятор, который позволит уменьшать или увеличивать освещение.

 

Основные направления информационно-образовательной и просветительской деятельности библиотек в области энергосбережения

      Образование и просвещение населения в области ресурсо- и энергосбережения — чрезвы­чайно важная и актуальная задача современности.

       Значительную роль в многогранной деятельности по формированию экологической куль­туры населения играют библиотеки. Главная цель этой работы - формирование экологической культуры и экологиче­ского сознания у пользователей библиотек.

      За последние десятилетия библиотеками накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их к читателю. Библиотеки действуют как информационно-культурные центры в системе непрерывного экологического образования и просвещения населения. При этом используя в своей работе са­мые разнообразные формы, начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая созда­нием Интернет-проектов, организацией экологических месячников, смотров - конкурсов по экологическому просвещению населения. Многие библиотеки - надежные партнеры органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений образования, они являют­ся активными информационными посредниками между властью и населением.

       И хотя многое уже сделано и делается библиотеками, сегодня в рамках экологического образования и просвещения населения библиотекам необходимо уделить особое вни­мание таким актуальным темам как энергосбережение, энергоэффективность, ресурсосбере­жение, экономия ресурсов, рациональное природопользование.

      Основными целями информационно-образовательной деятельности библиотек в области энергосбережения должны стать:

  • повышение информированности всех слоев населения в вопросах энерго- и ресурсосбе­режения, а также политики государства в этом направлении;
  • способствовать формированию у пользователей библиотек и населения в це­лом «энергоэффективной» модели поведения, а также развивать их навыки экономного энерго- и ресурсопотребления.

Библиотекам необходимо усилить работу, направленную на:

  • обеспечение содействия в деятельности по охране окружающей среды и энергосбереже­нию органам местного самоуправления, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  • повышение уровня экологической культуры и информированности читателей и населе­ния обслуживаемых территорий по вопросам энергосбережения;
  • совершенствование системы информирования и экологического просвещения населения в области энергосбережения, о передовых технологиях энергосбережения в промышленности, на транспорте, в коммунальной инфраструктуре и в быту. Придание этой работе целевого и комплексного характера;
  • информационную поддержку процесса обучения и воспитания подрастающего поколе­ния по вопросам энергосбережения, вовлечение подрастающего поколения и их родителей в организацию и проведение энергосберегающих мероприятий, активно взаимодействуя с учре­ждениями образования;

-развитие новых направлений, форм и методов информационно-разъяснительной деятель­ности, направленной на пропаганду идей энерго- и ресурсосбережения;

      Главной информационной базой в работе библиотек по просвещению населения в области энергосбережения является хорошо укомплектованный фонд, включающий книги, периодику, аудио- и видеоматериалы, привлечение удаленных ресурсов сети Интернет. Поэтому, важно уделить особое внимание планомерному пополнению библиотечного фонда изданиями, посвя­щенными этой актуальной тематике. Существенную помощь в оперативном поиске правовой информации в области энергосбережения и энергоэффективности окажет электронная база данных «Консультант Плюс».

     Оперативный поиск информации по энергосбережению в библиотеках обеспечат выде­ленные специальные рубрики в картотеках, тематические папки, формируемые из газетно­журнальных материалов, электронные папки-накопители, дайджесты. Например, «Энергосбе­режение в промышленности», «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве», «Экономия ресурсов в быту», «Бережливое освещение» или «Правильный свет», «Энерго­сберегающее домостроение», «Энергоэффективные здания», «Альтернативные источники энергии», «Приборный учет энергоресурсов» и т.п.

     Организуя библиотечно-информационные формы работы, направленные на информиро­вание читателей и широких кругов населения по проблемам энергосбережения и энергоэффек­тивности:

• рекомендуем использовать такие формы работы как беседы, обзоры, тематические инфор­мационные часы, лектории, круглые столы, дни информации, дни специалиста, устные журналы, викторины, энергомарафоны и уроки энергосбережения, конкурсы (например, стенгазет, плакатов, рисунков, стихов), практические акции т.п.

 рекомендуем запланировать и организовать книжно-иллюстративные выставки, стендо­вые экспозиции (например, «Энергосбережение: Информируем. Рекомендуем. Сове­туем прочесть», «Азбука энергосбережения»), электронные презентации по различ­ным аспектам экономии энергоресурсов.

                                                          /Files/image/1_67.jpg

     Уделяя особое внимание молодым читателям, учащимися школ в библиотеке приемле­мы такие формы экологической и энергосберегающей просветительской работы как устные журналы, информационные экологические часы («Учимся беречь электроэнергию», «Энерго­сбережение и альтернативные источники энергии»), часы практических советов и обмена опытом («Как эффективно утеплить окна»), часы бережливости («Будем экономить!»), бе­седы с элементами викторины («Экологический ликбез»), экологические медиа-путешествия, энергосберегающие акции, познавательные уроки, энергомарафоны, агитбригады, экологические театрализованные шоу-программы, конкурсы (например, конкурс плакатов на тему эконо­мии энергии, рисунков, стихов), интеллектуальные и интерактивные игры для школьников по энергосбережению с участием представителей власти, общественных организаций.

 

Интеллектуальная игра "С уважением к энергосбережению!".

     Разделившись на команды, ребята отвечают на предлагаемые вопросы по темам "Свет", "Тепло", "Вода" и др., разгадывают загадки, вспоминают художественные произведения, в которых главные герои берегут тепло. Основная идея всех вопросов – энергосбережение. Бережное отношение к природе, внедрение энергосберегающих технологий должно ответить на вызовы 21 века, которые могут привести к экологической катастрофе.

   Совершить увлекательное и поучительное путешествие по городам ВОДОсити, ЭНЕРГОсити, ЭЛЕКТРОсити, в течение которого учатся экономить электроэнергию, газ, воду, тепло, беречь и охранять окружающую среду.

По ходу путешествия ребята активно включаются в предложенные конкурсные задания: отгадывают загадки, решают несложные примеры, чтобы "построить" мост через реку, становятся "гирляндой лампочек", танцуют с фиксиками веселый танец "Помогатор".

    Главной целью ведущей в непринужденной, игровой форме рассказать юным читателям с каким трудом энергия вырабатывается, и научить эффективно, с пользой ее расходовать, а также поделиться секретами бережного отношения к энергии. Эти знания просто необходимы подрастающему поколению, ведь от разумного использования энергоресурсов зависит наше будущее. (Просмотр мультфильма – «Фиксики»)

     В пропаганде знаний по энерго и ресурсосбережению значительную роль играют библио­графические издания малых форм - буклеты, информационные листовки, памятки о способах сокращения потребления электроэнергии, воды. Например, «Как экономить электричество», «Ресурсы планеты — не бесконечны», «Что делать, чтобы расходовать меньше воды?», «Энергосбережение: что это такое?», «Уходя — гасите свет!», «Как сберечь энергию: по­лезные советы», «Экономим воду — источник жизни», «Сберегаем тепло» «Горячие сове­ты для холодных дней», «Как сэкономить 1000 кВт/ч в год и т.п.

                                                                                /Files/image/2_50.jpg

     Традиционной формой раскрытия фонда библиотеки, продвижения лучших научных, научно-популярных, производственно-технических изданий с целью привлечения внимания чи­тателей является книжная выставка. Творческий подход к организации и оформлению выста­вок обеспечит активное обращение к представленным на ней материалам.

     Привлечь внимание читателей помогут нетрадиционные виды выставок просветитель­ского характера. Это может быть выставка-призыв («Энергосбережение — к ресурсам уваже­ние!», «Бережёшь энергию — экономишь деньги!»), выставка-размышление («Где исчезают киловатты?»), выставка-совет («Энергосбережение в доме: шаг за шагом», «Беречь энергию — это просто», «Правила энергосбережения», «Установка приборов учета: вопросы и от­веты»), выставка-дискуссия (например, «Энергосберегающие лампы: за и против?»), выстав­ка-досье («Всё об энергосбережении»), выставка-викторина «Знаете ли вы....?», посвященная энергосбережению в быту и т.п.

     Актуальными названиями книжно-иллюстративных выставок по теме энергосбережения являются: «Энергосбережение — реальный фактор экономии», «Энергосбережение — задача сегодняшнего дня», «Энергосбережение в современном мире», «Энергоэффективное буду­щее ЖКХ», «Энергоэффективный дом», «Энергетика. Экология. Энергосбережение», «Альтернативная энергетика: вчера, сегодня, завтра» и т.п.

     Библиотечные работники и библиотеки сами могут стать положительным примером, применяя на практике внутреннюю экологическую политику, бе­режно относясь к потребляемым ресурсам, что, безусловно, поможет сократить расходы на со­держание своего помещения. Очень важно подключить к процессу ресурсосбережения всех со­трудников. Для этой цели подойдут разные формы агитации: можно развесить плакаты, красоч­ные листовки-призывы, устроить конкурс на самого экологически ответственного сотрудника, провести практические мероприятия, направленные на экономию ресурсов.

    Для активизации работы в этом направлении имеет смысл среди работников библиотек провести смотр-конкурс на лучший сценарий массового мероприятия по вопросам энергосбережения.

 

                                                                                  /Files/image/3_43.jpg

    Тесно взаимодействуя с органами местного самоуправления, библиотека может иниции­ровать проведение общественно значимых мероприятий районного масштаба, тематические конференции, посвященные энергосбережению (например, «Энергосбережение как мера ре­шения экологических проблем»), акции (например, «Экономьте электроэнергию!», «Энерго­сбережению —ДА!», «Энергосбережение в действии»).

    Привлечь внимание читателей библиотеки, жителей обслуживаемых территорий к вопро­сам энергосбережения и экологии могут организованные библиотекой общественно значимые мероприятия, приуроченные к ежегодной международной глобальной экологической акции Всемирного фонда дикой природы «Час Земли», проводимой в последнюю субботу марта.

    Предлагаем не­сколько идей, как можно интересно провести «Час Земли» в  библиотеке:. Например, во время акции в течение одного часа в темноте - устроить Театр теней, слушать и рассказывать интересные истории... Можно организовать вечерние мероприятия, например, лите­ратурный вечер «Караван историй» с чтением интересных рассказов при свечах, Библио­кафе, АРТ-час и т.п.

                            /Files/image/sm_full_1.jpg

 

     Мероприятия, проводимые библиотекой в этот день, могут быть не только традиционно информационными, но, возможно пройдут как практические акции, (например, как мероприя­тие по утеплению окон и дверных проемов в помещениях библиотеки, установке собственными силами теплоотражающих экранов за радиаторами отопления), лекции, мастер-классы с уча­стием специалистов занимающихся вопросами энергосбережения, встречи с интересными людьми (самодеятельными авторами-умельцами) в формате «Экологическая мастерская» и т.п.

     На этапе подготовки к этому мероприятию специалистам муниципальных районных биб­лиотек предлагаем: а) провести сбор информации в районе о местных мастерах, самодеятель­ных умельцах, которые создают, применяют энергосберегающие устройства, способы экономии

ресурсов в быту б) провести мониторинг региональных информационных ресурсов по во­просам энергосбережения и экономии энергоресурсов (публикации местных СМИ, информации на интернет-сайтах муниципальных органов власти, учреждений, организаций и т.д.), реклам­ной продукции (печатной, рекламных щитов, растяжек, рекламных объявлений и т.п.). 

 

Викторина по энергосбережению

Вопрос: Какой класс энергоэффективности бытовой техники является наиболее эконо­мичным?

  1. «А»
  2. «1»
  3. «эконом»
  4. «С»

Ответ: Приобретая бытовую технику, обращайте внимание на класс ее энергоэффективности. Найти данную информацию можно на этикетке. Наиболее энергоэффективным является класс «А» (уже появились «А+», «А++»), далее по убыванию: B, C, D, E, F, G. Это европейская си­стема маркировки.

Вопрос: Какая лампа наиболее энергоэффективная?

  1. Светодиодная
  2. Лампа накаливания
  3. Керосиновая
  4. Люминисцентная
  5. Паяльная

Ответ: Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа. Преимущества перед дру­гими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, без­опасность использования, незначительное тепловыделение. С точки зрения энергоэффективно­сти, затратности и практического применения считаются наиболее функционально­перспективным направлением. Но пока эти лампы не получили такого широкого распростране­ния, как всем известные люминисцентные лампы (менее энергоэффективны, чем светодиодные, но выгоднее ламп накаливания). Однако при повреждении колба люминисцентной лампы вы­свобождает пары ртути, что может вызвать отравление. В России система утилизации таких ламп пока не отлажена.

Вопрос: У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за ме­сяц больше, чем у других?

  1. Компьютер
  2. Холодильник
  3. Телевизор
  4. Стиральная машина

Ответ: В среднестатистической семье больше всего энергии расходует холодильник. Этот бы­товой прибор работает непрерывно. Тем не менее, есть ряд мер, которые помогут значительно сократить энергопотребление. Не ставьте холодильник близко к радиаторам отопления, вплот­ную к стене. Чем ниже температура теплообменника, расположенного на задней стенке холо­дильника, тем реже он включается. Регулярно размораживайте холодильник. Не ставьте в холо­дильник горячие или теплые продукты.

Вопрос: Примерно 40% потерь тепла в домах происходит через:

  1. Вентиляцию
  2. Дверные щели
  3. Окна
  4. Стены

Ответ: По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнитель­ная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5° С, что позволит сократить затраты на дополнительное отопление. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В боль­шинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.

Вопрос: Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устрой­ство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?

  1. 0%
  2. 65%
  3. 95%

Ответ: Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального цен­тра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт/ч в год.

Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.

Вопрос: Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна?

  1. 30%
  2. 60%
  3. 100%

Ответ: Запыленные стёкла могут поглощать до 30% света. Содержите их в надлежащей чисто­те!

Вопрос: Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода элек­троэнергии:

1.

10%

2.

20%

3.

40%

 
Ответ: При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления элек­троэнергии.

Вопрос: Главным с точки зрения энергоэффективности при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос:

  1. В каком году произведен автомобиль?
  2. На каком топливе работает автомобиль?
  3. Какова марка автомобиля?
  4. Сколько топлива потребляет автомобиль?

Ответ: При сгорании одного литра бензина вырабатывается два с половиной килограмма угле­кислоты. Главным при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос: «Сколько топлива он потребляет»? В настоящее время на рынке присутствуют автомашины, потребляющие 4 литра бензина на 100 км и менее.

 

/Files/image/1_70.jpg

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАШИХ КОЛЛЕГ:

 - Андриановская сельская библиотека - Эколого-библиотечный урок "Зачем беречь энергию?"

- Ульяновская библиотека семейного чтения - Тематическая беседа "Сбережем планету вместе"

 



Документы по теме:
::  Тематическая беседа "Сбережем планету вместе" (640Кб)
::  Эколого-библиотечный урок "Зачем беречь энергию?" (460Кб)