Международный день энергосбережения
Дата : 11 ноября
Учрежден: в 2008 году участниками международного проекта SPAR
Статья 22 глава 6 Федерального закона от 23. 11. 2009 года № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Традиции: семинары, конференции, лекции; акции; выставки; тематические часы
Появление разнообразной бытовой техники, гаджетов, оргтехники, всеобщая компьютеризация подняли средний уровень потребления энергии населением. Такой процесс исчерпывает природные ресурсы, загрязняет окружающую среду. Чтобы привлечь внимание общественности и властей на важность энергосбережения, учрежден международный праздник.
Когда проходит
Международный день энергосбережения отмечается ежегодно 11 ноября.
История и традиции праздника
Событие учредили участники международного проекта SPARE (Школьный проект по использованию ресурсов и энергии) в 2008 году в Казахстане на международном совещании координаторов. Цель праздника – привлечь внимание общественности и властей к рациональному использованию природных ресурсов и развитию возобновляемых источников энергии.
В этот день по традиции проходят семинары, конференции, лекции, акции, выставки, тематические часы в образовательных учреждениях. Международный день энергосбережения – отличный повод устроить ужин при свечах или задушевные посиделки в кругу близких, выключив телефоны, компьютеры и телевизоры.
Интересные факты
Элементарные правила, которыми большая часть населения земли пренебрегает, могут отодвинуть проблему нехватки энергии на несколько десятилетий вперед. Это даст время ученым и ведущим умам сосредоточить внимание на поиске безопасной альтернативы, которая удовлетворит интересы мирового сообщества. К таким правилам относятся:
- выключение света после выхода из комнаты. Эта простая привычка поможет сократить потребление на 30%. В межкомнатных коридорах рекомендуется использование светодиодных ночников. Они излучают достаточно света и экономичны;
- электрочайник и стиральная машина с накипью на нагревательных элементах требует мощности на 20% больше;
- включенное зарядное устройство, режим ожидания телевизора и ноутбуков, микроволновка со шнуром в розетке, включенный и не работающий обогреватель тоже потребляют энергию. Суммирование пустых трат и их предотвращение в пределах одного города отодвигает проблему на месяцы вперед для отдельной страны;
- энергосберегающие светодиодные лампочки экономичны и безопасны. Их установка сэкономит финансы и свет. Для большего эффекта можно использовать светорегулятор, который позволит уменьшать или увеличивать освещение.
Основные направления информационно-образовательной и просветительской деятельности библиотек в области энергосбережения
Образование и просвещение населения в области ресурсо- и энергосбережения — чрезвычайно важная и актуальная задача современности.
Значительную роль в многогранной деятельности по формированию экологической культуры населения играют библиотеки. Главная цель этой работы - формирование экологической культуры и экологического сознания у пользователей библиотек.
За последние десятилетия библиотеками накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их к читателю. Библиотеки действуют как информационно-культурные центры в системе непрерывного экологического образования и просвещения населения. При этом используя в своей работе самые разнообразные формы, начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая созданием Интернет-проектов, организацией экологических месячников, смотров - конкурсов по экологическому просвещению населения. Многие библиотеки - надежные партнеры органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений образования, они являются активными информационными посредниками между властью и населением.
И хотя многое уже сделано и делается библиотеками, сегодня в рамках экологического образования и просвещения населения библиотекам необходимо уделить особое внимание таким актуальным темам как энергосбережение, энергоэффективность, ресурсосбережение, экономия ресурсов, рациональное природопользование.
Основными целями информационно-образовательной деятельности библиотек в области энергосбережения должны стать:
- повышение информированности всех слоев населения в вопросах энерго- и ресурсосбережения, а также политики государства в этом направлении;
- способствовать формированию у пользователей библиотек и населения в целом «энергоэффективной» модели поведения, а также развивать их навыки экономного энерго- и ресурсопотребления.
Библиотекам необходимо усилить работу, направленную на:
- обеспечение содействия в деятельности по охране окружающей среды и энергосбережению органам местного самоуправления, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
- повышение уровня экологической культуры и информированности читателей и населения обслуживаемых территорий по вопросам энергосбережения;
- совершенствование системы информирования и экологического просвещения населения в области энергосбережения, о передовых технологиях энергосбережения в промышленности, на транспорте, в коммунальной инфраструктуре и в быту. Придание этой работе целевого и комплексного характера;
- информационную поддержку процесса обучения и воспитания подрастающего поколения по вопросам энергосбережения, вовлечение подрастающего поколения и их родителей в организацию и проведение энергосберегающих мероприятий, активно взаимодействуя с учреждениями образования;
-развитие новых направлений, форм и методов информационно-разъяснительной деятельности, направленной на пропаганду идей энерго- и ресурсосбережения;
Главной информационной базой в работе библиотек по просвещению населения в области энергосбережения является хорошо укомплектованный фонд, включающий книги, периодику, аудио- и видеоматериалы, привлечение удаленных ресурсов сети Интернет. Поэтому, важно уделить особое внимание планомерному пополнению библиотечного фонда изданиями, посвященными этой актуальной тематике. Существенную помощь в оперативном поиске правовой информации в области энергосбережения и энергоэффективности окажет электронная база данных «Консультант Плюс».
Оперативный поиск информации по энергосбережению в библиотеках обеспечат выделенные специальные рубрики в картотеках, тематические папки, формируемые из газетножурнальных материалов, электронные папки-накопители, дайджесты. Например, «Энергосбережение в промышленности», «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве», «Экономия ресурсов в быту», «Бережливое освещение» или «Правильный свет», «Энергосберегающее домостроение», «Энергоэффективные здания», «Альтернативные источники энергии», «Приборный учет энергоресурсов» и т.п.
Организуя библиотечно-информационные формы работы, направленные на информирование читателей и широких кругов населения по проблемам энергосбережения и энергоэффективности:
• рекомендуем использовать такие формы работы как беседы, обзоры, тематические информационные часы, лектории, круглые столы, дни информации, дни специалиста, устные журналы, викторины, энергомарафоны и уроки энергосбережения, конкурсы (например, стенгазет, плакатов, рисунков, стихов), практические акции т.п.
• рекомендуем запланировать и организовать книжно-иллюстративные выставки, стендовые экспозиции (например, «Энергосбережение: Информируем. Рекомендуем. Советуем прочесть», «Азбука энергосбережения»), электронные презентации по различным аспектам экономии энергоресурсов.
Уделяя особое внимание молодым читателям, учащимися школ в библиотеке приемлемы такие формы экологической и энергосберегающей просветительской работы как устные журналы, информационные экологические часы («Учимся беречь электроэнергию», «Энергосбережение и альтернативные источники энергии»), часы практических советов и обмена опытом («Как эффективно утеплить окна»), часы бережливости («Будем экономить!»), беседы с элементами викторины («Экологический ликбез»), экологические медиа-путешествия, энергосберегающие акции, познавательные уроки, энергомарафоны, агитбригады, экологические театрализованные шоу-программы, конкурсы (например, конкурс плакатов на тему экономии энергии, рисунков, стихов), интеллектуальные и интерактивные игры для школьников по энергосбережению с участием представителей власти, общественных организаций.
Интеллектуальная игра "С уважением к энергосбережению!".
Разделившись на команды, ребята отвечают на предлагаемые вопросы по темам "Свет", "Тепло", "Вода" и др., разгадывают загадки, вспоминают художественные произведения, в которых главные герои берегут тепло. Основная идея всех вопросов – энергосбережение. Бережное отношение к природе, внедрение энергосберегающих технологий должно ответить на вызовы 21 века, которые могут привести к экологической катастрофе.
Совершить увлекательное и поучительное путешествие по городам ВОДОсити, ЭНЕРГОсити, ЭЛЕКТРОсити, в течение которого учатся экономить электроэнергию, газ, воду, тепло, беречь и охранять окружающую среду.
По ходу путешествия ребята активно включаются в предложенные конкурсные задания: отгадывают загадки, решают несложные примеры, чтобы "построить" мост через реку, становятся "гирляндой лампочек", танцуют с фиксиками веселый танец "Помогатор".
Главной целью ведущей в непринужденной, игровой форме рассказать юным читателям с каким трудом энергия вырабатывается, и научить эффективно, с пользой ее расходовать, а также поделиться секретами бережного отношения к энергии. Эти знания просто необходимы подрастающему поколению, ведь от разумного использования энергоресурсов зависит наше будущее. (Просмотр мультфильма – «Фиксики»)
В пропаганде знаний по энерго и ресурсосбережению значительную роль играют библиографические издания малых форм - буклеты, информационные листовки, памятки о способах сокращения потребления электроэнергии, воды. Например, «Как экономить электричество», «Ресурсы планеты — не бесконечны», «Что делать, чтобы расходовать меньше воды?», «Энергосбережение: что это такое?», «Уходя — гасите свет!», «Как сберечь энергию: полезные советы», «Экономим воду — источник жизни», «Сберегаем тепло» «Горячие советы для холодных дней», «Как сэкономить 1000 кВт/ч в год и т.п.
Традиционной формой раскрытия фонда библиотеки, продвижения лучших научных, научно-популярных, производственно-технических изданий с целью привлечения внимания читателей является книжная выставка. Творческий подход к организации и оформлению выставок обеспечит активное обращение к представленным на ней материалам.
Привлечь внимание читателей помогут нетрадиционные виды выставок просветительского характера. Это может быть выставка-призыв («Энергосбережение — к ресурсам уважение!», «Бережёшь энергию — экономишь деньги!»), выставка-размышление («Где исчезают киловатты?»), выставка-совет («Энергосбережение в доме: шаг за шагом», «Беречь энергию — это просто», «Правила энергосбережения», «Установка приборов учета: вопросы и ответы»), выставка-дискуссия (например, «Энергосберегающие лампы: за и против?»), выставка-досье («Всё об энергосбережении»), выставка-викторина «Знаете ли вы....?», посвященная энергосбережению в быту и т.п.
Актуальными названиями книжно-иллюстративных выставок по теме энергосбережения являются: «Энергосбережение — реальный фактор экономии», «Энергосбережение — задача сегодняшнего дня», «Энергосбережение в современном мире», «Энергоэффективное будущее ЖКХ», «Энергоэффективный дом», «Энергетика. Экология. Энергосбережение», «Альтернативная энергетика: вчера, сегодня, завтра» и т.п.
Для активизации работы в этом направлении имеет смысл среди работников библиотек провести смотр-конкурс на лучший сценарий массового мероприятия по вопросам энергосбережения.
Привлечь внимание читателей библиотеки, жителей обслуживаемых территорий к вопросам энергосбережения и экологии могут организованные библиотекой общественно значимые мероприятия, приуроченные к ежегодной международной глобальной экологической акции Всемирного фонда дикой природы «Час Земли», проводимой в последнюю субботу марта.
Предлагаем несколько идей, как можно интересно провести «Час Земли» в библиотеке:. Например, во время акции в течение одного часа в темноте - устроить Театр теней, слушать и рассказывать интересные истории... Можно организовать вечерние мероприятия, например, литературный вечер «Караван историй» с чтением интересных рассказов при свечах, Библиокафе, АРТ-час и т.п.
Мероприятия, проводимые библиотекой в этот день, могут быть не только традиционно информационными, но, возможно пройдут как практические акции, (например, как мероприятие по утеплению окон и дверных проемов в помещениях библиотеки, установке собственными силами теплоотражающих экранов за радиаторами отопления), лекции, мастер-классы с участием специалистов занимающихся вопросами энергосбережения, встречи с интересными людьми (самодеятельными авторами-умельцами) в формате «Экологическая мастерская» и т.п.
На этапе подготовки к этому мероприятию специалистам муниципальных районных библиотек предлагаем: а) провести сбор информации в районе о местных мастерах, самодеятельных умельцах, которые создают, применяют энергосберегающие устройства, способы экономии
ресурсов в быту б) провести мониторинг региональных информационных ресурсов по вопросам энергосбережения и экономии энергоресурсов (публикации местных СМИ, информации на интернет-сайтах муниципальных органов власти, учреждений, организаций и т.д.), рекламной продукции (печатной, рекламных щитов, растяжек, рекламных объявлений и т.п.).
Вопрос: Какой класс энергоэффективности бытовой техники является наиболее экономичным?
- «А»
- «1»
- «эконом»
- «С»
Ответ: Приобретая бытовую технику, обращайте внимание на класс ее энергоэффективности. Найти данную информацию можно на этикетке. Наиболее энергоэффективным является класс «А» (уже появились «А+», «А++»), далее по убыванию: B, C, D, E, F, G. Это европейская система маркировки.
Вопрос: Какая лампа наиболее энергоэффективная?
- Светодиодная
- Лампа накаливания
- Керосиновая
- Люминисцентная
- Паяльная
Ответ: Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа. Преимущества перед другими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение. С точки зрения энергоэффективности, затратности и практического применения считаются наиболее функциональноперспективным направлением. Но пока эти лампы не получили такого широкого распространения, как всем известные люминисцентные лампы (менее энергоэффективны, чем светодиодные, но выгоднее ламп накаливания). Однако при повреждении колба люминисцентной лампы высвобождает пары ртути, что может вызвать отравление. В России система утилизации таких ламп пока не отлажена.
- Компьютер
- Холодильник
- Телевизор
- Стиральная машина
Ответ: В среднестатистической семье больше всего энергии расходует холодильник. Этот бытовой прибор работает непрерывно. Тем не менее, есть ряд мер, которые помогут значительно сократить энергопотребление. Не ставьте холодильник близко к радиаторам отопления, вплотную к стене. Чем ниже температура теплообменника, расположенного на задней стенке холодильника, тем реже он включается. Регулярно размораживайте холодильник. Не ставьте в холодильник горячие или теплые продукты.
Вопрос: Примерно 40% потерь тепла в домах происходит через:
- Вентиляцию
- Дверные щели
- Окна
- Стены
Ответ: По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5° С, что позволит сократить затраты на дополнительное отопление. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.
- 0%
- 65%
- 95%
Ответ: Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт/ч в год.
Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.
Вопрос: Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна?
- 30%
- 60%
- 100%
Ответ: Запыленные стёкла могут поглощать до 30% света. Содержите их в надлежащей чистоте!
Вопрос: Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии:
1. |
10% |
2. |
20% |
3. |
40% |
- В каком году произведен автомобиль?
- На каком топливе работает автомобиль?
- Какова марка автомобиля?
- Сколько топлива потребляет автомобиль?
Ответ: При сгорании одного литра бензина вырабатывается два с половиной килограмма углекислоты. Главным при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос: «Сколько топлива он потребляет»? В настоящее время на рынке присутствуют автомашины, потребляющие 4 литра бензина на 100 км и менее.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАШИХ КОЛЛЕГ:
- Андриановская сельская библиотека - Эколого-библиотечный урок "Зачем беречь энергию?"
- Ульяновская библиотека семейного чтения - Тематическая беседа "Сбережем планету вместе"
Документы по теме:
:: Тематическая беседа "Сбережем планету вместе" (640Кб)
:: Эколого-библиотечный урок "Зачем беречь энергию?" (460Кб)